НАСЛЕДИЕ АКАДЕМИКА ВОЕВОДСКОГО



Владиславу Владиславовичу Воеводскому, одному из основателей Сибирского отделения и Института химической кинетики и горения, в этом году 25 июля, исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни слишком рано, не дожив и до пятидесяти. Но оставил заметный след в науке, традиции, школу.

Советская наука вообще и Сибирское отделение в частности богаты научными школами, имеющими в своей основе немало общих черт. Их формированию в Академгородке, например, способствовал ряд факторов - уникальная атмосфера первых лет, особое научное «братство», демократизм, повышенная потребность в общении. Ну и, конечно же, прежде всего, личность «шефа» - талантливого ученого, с именем, авторитетом, сильным характером, объединяющего вокруг себя учеников, близких не только по научным интересам, но и нравственным идеалам.

Одним из таких ярких людей и был академик В.В.Воеводский. Регулярно, один раз в пять лет, проходят в Москве или Новосибирске (городах, где он работал) научные конференции памяти ученого. Последняя состоялась недавно в Москве, и на нее съехались физико-химики со всего Союза и из-за рубежа. А ей предшествовала неофициальная встреча в Академгородке - вечер, на который собрались в основном те, кто близко знал Владислава Владиславовича - ученики и соратники из Института химической физики АН СССР, Института химической кинетики и горения СО АН СССР, из других учреждений Сибирского отделения, так или иначе попавшие в «орбиту» В.В. Вспоминали о встречах со Слав Славычем (так между собой называли они его), о влиянии, какое он оказал на их судьбы, о замечательных качествах этого человека, оставившего неизгладимый след в памяти, знавших его людей и всего Сибирского отделения. Выступили академики В.А.Коптюг и Ю.Н.Молин, члены-корреспонденты АН СССР Р.И.Салганик, К.И.Замараев, Ф.А.Кузнецов, В.В.Болдырев, доктора наук А.А.Титлянова, А.И.Бурштейн, Н.Н.Бубнов, Л.Б.Володарский, Р.З.Сагдеев, И.Л.Котляревский, заместитель СКБ НП Э.Л.Емельянов.

СМЕЛОСТЬ УЧЕНОГО

Научная интуиция была его природным даром. Казалось, он чувствовал невидимые связи между явлениями. Многие идеи ученого, высказанные в виде догадок и гипотез, впоследствии обрели конкретные очертания и развиты его последователями. С полным основанием считают, что Воеводский определил развитие ряда направлений современной физико-химии.

Удивительно смело и, казалось бы, легко входил он в новые разделы науки, не боясь оставить на определенной стадии накопленный материал. И учил работающих с ним рядом активно стремиться к лидерству, не оглядываясь, идти вперед, постоянно открывая новое для себя и других. Каждый научный сотрудник знает, как нелегко оставлять область, где что-то достигнуто, в которой есть уже определенный авторитет. Но почти каждый из школы В.В.Воеводского по нескольку раз в своей научной жизни начинал «с нуля». И, может быть, именно это давало известную широту знаний, независимость, умение отбирать проблемы по остроте и значимости.

В.В. неизменно признавал первичность физики и воспитывал соответствующее отношение к ней у своих подчиненных. Именно он начал широко внедрять в химию физические методы и прежде всего радиоспектроскопию, отводя им важную роль. Под его влиянием и при непосредственном участии активно стал входить в исследования институтов Сибирского отделения метод ядерного магнитного резонанса.

«Масштабность - это свойство присуще поистине крупным ученым. В.В.Воеводский видел свою задачу не только в том, чтобы развить интересующие его направления, а в максимальном распространении полученных результатов на смежные области науки».

Установка на кооперацию (в большом и в малом) - тоже один из важнейших принципов школы академика Воеводского. Его ученики и сейчас считают, что самые интересные результаты получаются на стыке наук (и приводят в пример открытие магнитных эффектов!). Он очень ценил содружество ученых и умел на него работать, повторяя, что все мы делаем одно общее дело (знаменитая воронка Воеводского: все, двигаясь с разных сторон и направлений, приходят к единой цели и попадают в эту самую воронку). В.В. инициировал постановку совместных работ с различными НИИ Сибирского отделения (постоянные партнеры - Институт неорганической химии и Новосибирский институт органической химии) и учреждениями АН СССР. Ни одна из ниточек, протянутых Владиславом Владиславовичем в другие научные коллективы, не оборвалась за двадцать лет, сеть эта заметно разветвилась.

Итак, стремление к лидерству, работа на стыке наук, обязательная кооперация, с первых дней провозглашаемые В.В., подводили Институт химической кинетики и горения к необходимости развития новых направлений. И сегодня в ИХКГ широко представлены современные отрасли знаний - магнитные и спиновые эффекты, лазерная фотохимия, биофизика, физика и химия аэрозолей, радиационная химия. Ведь когда-то Воеводский первым заговорил, например, о слабых взаимодействиях (в то время все внимание было приковано к сильным). Теперь это целое направление. В этой области в стенах Института химической кинетики и горения сделано открытие. В ту пору, когда молекулярная биология стала стремительно завоевывать позиции, в коттедже Слав Славыча начался «ликбез» по биологии. И активно работающая теперь в ИХКГ группа биофизики - фактически дитя тех давних ликбезов, хотя ни один из ее молодых сотрудников уже не застал В.В.Воеводского в живых.

«Еще к одной идее, которая первоначально была высказана ученым, сейчас обратилось Сибирское отделение. Не раз говаривал он, что у каждого института должен быть выход на серьезную конструкторскую и опытно-производственную базу.

Владислав Владиславович выступил инициатором развития конструкторских работ в области научного приборостроения. И научное приборостроение СО АН СССР ведет начало от той ячейки, которая была создана по инициативе В.В.Воеводского».

Кто-то из выступавших назвал Владислава Владиславовича «рыцарем науки», приведя его любимые высказывания, что хобби настоящего ученого - тоже наука.

МУДРОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Совсем непросто приходилось ученикам В.В.Воеводского. При всей своей мягкости он был строг и взыскателен. Не признавал мелочной опеки, подсказок, считал, что в науку нельзя идти с поводырем. Его ученики сами тропили свой путь, используя метод проб и ошибок, нередко набивая шишки. Учились искать, думать, быть решительными и смелыми. Далеко не все выдерживали. Но те, кто оставался, «мужали в бою», приобретали истинно бойцовские качества. Сами закладывали фундамент, на котором прочно стояли в дальнейшем. Те первые ученики Воеводского, которых он привез с собою в Сибирь, превратились в известных ученых, все защитили докторские диссертации. Есть среди них академик, члены-корреспонденты. Говорят, что и студенты Слав Славыча, ученики второго поколения, в основном, состоялись как ученые.

Ведь это только казалось, что он, давая молодым полную самостоятельность, не вмешивался в процесс их становления. Влияние его было очень сильно. Он постоянно учил молодых - своим отношением к науке, жизни, людям, своими поступками. Владислав Владиславович создавал вокруг себя атмосферу творчества, доброжелательности, уважения, тот особый климат, которому сейчас отводят большую роль в повышении эффективности научных исследований и именуют «человеческим фактором».

Очень заботился он о чистоте нравственного климата в коллективе. Одна из его традиций - «разговор по гамбургскому счету»: в один из дней лаборатория в полном составе приходила к нему в коттедж для откровенного разговора. Любил, когда праздники встречали вместе. Как обиделся однажды, когда традиция была нарушена - сотрудники не захотели, собраться на Новый год (точнее, у каждого нашлась какая-то причина). Заговорил быстро, искренне, взволнованно: «Почему я, человек не менее занятый, чем вы, считаю обязательным ходить на все мероприятия!». А он, и верно, посещал комсомольские собрания, вечера, дискуссии. Владиславу Владиславовичу все было интересно.

Он редко оставался один. Около него всегда находился кто-то - дома, на работе, в университете (Владислав Владиславович был деканом факультета естественных наук, и его любили студенты). В любое время был готов выслушать и умел слушать, был неравнодушен и участлив. Его квартира стала очагом, у которого отогревались многие.

Все неизменно отмечают, Воеводский был чрезвычайно добрым человеком. Причем доброта его заключалась не в и чтобы посочувствовать, утешить - «все будет хорошо!». Он стремился непременно помочь. Знали - если безвыходное положение - иди к Слав Славычу.

А еще он обладал удивительным даром убеждать и любого, когда требуется, мог обратить свою веру. Коли был неправ - не боялся признаться, невзначай обидит - мог при всех извиниться. Его называли «великим мастером компромиссов».

Владислав Владиславович умел радоваться за другого непременно стремился поделиться с другим своей радостью. Каждого крупного ученого, приезжающего в Академгородок, завлекал к себе в дом - чтобы ребята, которые только слышали о знаменитости, пообщались с ним неформально, понабрались «ума-разума». Часто из командировки возвращался (если приезжал утром) сразу в институт.

«Одна из самых характере черт В.В.Воеводского - его совершенно поразительное неравнодушие к людям».

Это и определяло многие дела и поступки.

* * *

Более двух часов на вечере, проходившем в Академгородке звучали теплые и искрение воспоминания. И было видно, что по сей день живет память о В.В. и его делах, живут традиции созданной им школы, самодельных стихах, посвященных Владиславу Владиславовичу, по случаю его семидесятилетия, так и сказано:

Л.ЮДИНА, Т.ЛЕШИНА

Юдина Л., Лешина Т. Наследие академика Воеводского // Наука в Сибири. - 1987. - 23 июля. - С.1, 6.